МБДОУ №15 "Теремок" г. Мыски

А можно ли тренировать внимание?

 А можно ли тренировать внимание?

  Стройте занятия таким образом, чтобы ребенок понимал по­следовательность необходимых действий, видел цель, к ко­торой надо стремиться. Результат должен быть достижим во время этого занятия, а не откладываться до следующего ра­за. Если ребенок не выдерживает больше 5-7 мин сосредото­ченных занятий, возьмите цель попроще, но она обязатель­но должна быть достигнута. И не забудьте порадоваться вместе с ним полученному результату.

Не ограничивайте подвижность ребенка во время занятий: он может делать что-то стоя, сидя на полу, вскакивая время от времени, лишь бы его внимание находилось в поле произ­водимого действия. Использование различных тренажеров для внимания (они представлены в литературе, посвящен­ной развитию детей и подготовке их к школе) очень индиви­дуально, они могут быстро наскучить и вызвать отказ или протест. Их можно использовать время от времени, скорее в качестве развлечения, чем основного материала занятий, можно обыграть их в качестве веселого соревнования.

Используйте для тренировки внимания подвижные игры, требующие сосредоточенности и выполнения определенных правил. Но если ребенок плохо справляется с ними, не стоит играть в них в компании более успешных детей, болезненное ощущение собственной несостоятельности может свести на нет все положительные стороны такого занятия. Если ребен­ку трудно, более правильной будет игра со взрослым, помо­гающим и поддерживающим его. Можно использовать так­же подвижные игры на повторение уже произведенных дей­ствий как в прямом, так и в обратном порядке.

У некоторых детей неустойчивость внимания, его быстрое ис­тощение сочетаются не с повышенной двигательной активнос­тью, а, напротив, с выраженной медлительностью, трудностью переключения с одной деятельности на другую, низкой работо­способностью, замедленным усвоением учебного материала. Врачи называют это церебрастенией — повышенной утомляемо­стью при умственной деятельности.

  Даже очень стараясь, утомляемый ребенок может сосредото­читься лишь на очень короткий срок. Если требовать от него вни­мания и умственного напряжения более длительное время, быс­тро наступает утомление, появляются «глупые» ошибки — про­пуски, описки, нарушения известных ребенку правил. Нередко раздосадованные «глупыми» ошибками родители требуют мно­гократного повторения какого-либо действия для закрепления навыка. Однако, к их недоумению, количество ошибок не умень­шается, а, наоборот, возрастает. Это специфическая особенность детей с повышенной истощаемостью: чем больше объем задания, тем сильнее истощение, тем ниже самоконтроль и, соответствен­но, тем больше ошибок. Если ребенок при этом огорчен недовольством взрослых, чувствует себя беспомощным и виноватым, его деятельность нарушается еще сильнее и уже ни о каком поло­жительном результате такого «обучения» говорить не приходит­ся. Однако отдохнув и расслабившись, он нередко сам находит свои ошибки и исправляет их. Это показывает, что ему вполне доступен уровень сложности предложенного задания.

Темп и объем школьной программы, продолжительность уро­ка, количество детей в классе — эти нормативные нагрузки ока­зываются для такого ребенка чрезмерными. В результате у него появляются признаки отклонений в состоянии здоровья, чувство постоянной усталости. Дети в таком состоянии не могут полно­ценно работать на уроке, отвлекаются, не слушают объяснений учителя, переутомление нередко приводит к расторможенности, возбужденности или, наоборот, апатии. И то и другое в данном случае становится способом защиты от непосильных труднос­тей, «ухода» от обучения.

Источник: Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. – М.: 2001г

16 февраля 2016 в 06:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.